История СудакаИзвестен год основания города Судак - 212 г. н. э.. Точная этимология названия Судак неизвестна. По версии В.И. Абаева оно восходит к иранскому «suxta-ka» — «священный», «чистый», «непорочный», «святой». Согласно выводам, который сделал советский этнограф-Кавказовед, профессор, доктор исторических наук А.В. Гадло, «Руководивший Кавказской Археолого-Этнографической Экспедицией ЛГУ» — город был основан «Сугдами» (одно из Зихских (Адыгских) племён, ранее именовавшееся Синды). Об этом говорят записи на полях Синаксаря — греческой рукописной книги религиозного содержания, в средние века хранившейся в одном из христианских монастырей. На протяжении многих десятилетий монахи делали на полях Синаксаря пометки о важных, с их точки зрения, событиях. В середине XIX века судакский Синаксарь был обнаружен на острове Халки в Эгейском море и опубликован в 1863 году в пятом томе “Записок Одесского общества истории и древностей”. В одной из заметок на полях Синаксаря, датированной 1296 г., говорится: “Построена крепость Сугдея в 5720 году. (Всех же лет) от построения Сугдеи до сегодняшнего дня, т. е. до 6804 года, 1084”. Летосчисление в Византии и на Руси в средние века велось от «сотворения мира”. 5720 год этого летосчисления соответствует 212 г. н. э. Возникновение города и его название — Сугдея связывают с аланами. Это ираноязычные племена сарматского происхождения, которые появились в Крыму во II – III веках н. э. Среди различных ираноязычных племён в III в. наиболее могущественным и многочисленным было племя алан (аланы), являются предками современных осетин. Именно Алан большинство ученых считают основателями города Судак. В.Г. Васильевский показал, что в языке осетин имеются слова „сугдед” и “сугдаг”, а на Кавказе существует заброшенное поселение Суадаг. Ученый-топонимист В. Миллер тоже предполагал, что название Сугдея происходит от ираноязычного слова “Сугда”, что переводится как “непорочный”, „святой”. Швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере и другие исследователи считали Судак главным портом алан. В современном осетинском языке, указанному значению соответствует слово „Сыгъджг“/„Сугъджг“ и переводится точно также (пример дигор.диалект: Сугъджг Уасгерги — Святой Георгий, Сугъджг Мади Майржн — Святая Мария Матерь Божья и т. д.) В древности город Судак называли по-разному: византийцы — Сидагиос и Сугдея, итальянцы — Солдая, в древнерусских источниках — Сурож. В Средние века населявшие город греки и итальянцы называли его Сугде́ я (греч. Σουγδαία) и Солдайя (итал. Soldaia), соответственно. В османское время город получил название Судак, которое носит и по сей день. Сейчас популярная тюркское этимология, выводящая название города от Suv — „вода“, и dağ — «гора“. Город Судак, бывший «смесью всех народов и всех Вер“, поставлял миру Купцов и Путешественников (торговая контора Никколо Поло находилась в Солдайи — отец «Марко Поло». Воинов (в русском эпосе известны былины о богатырях «Сурожских»), земледельцев (славились прекрасные Сурожские Вина), строителей, путешественников и даже «Святых». Представления об истории Судака прочно связаны с «Генуэзской Крепостью». Генуэзский период в истории города был настолько ярким, что затмил собой предыдущие. Иногда создается впечатление, что до генуэзцев города как бы и не было. На самом деле это далеко не так. Генуэзцы город не основали, а захватили, превратив его в крупный военно-административный центр. Но еще до появления энергичных генуэзских купцов здесь, за оградой мощных оборонительных стен, бурлила жизнь большого торгового города. История города уходит своими корнями в античность. И пусть Судак значительно моложе Керчи и Феодосии, но зато он едва ли не единственный среди городов Боспорского царства может похвастаться точным знанием даты своего рождения. Город Судак был основан во время правления царя Савромата II. Крепость возникла не на пустом месте. Плодородные долины окрестностей Сугдеи были освоены человеком со времен древнекаменного века — палеолита. В поселке Новый Свет были найдены орудия труда неандертальцев. Следы их стоянок были обнаружены и у мыса Меганом. С тех прадавних времен жизнь в этом краю не прерывалась. Неподалеку от города и в Новом Свете были обнаружены орудия труда времен неолита, а на мысе Меганом, в Капсельской долине, у Алчака и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения уже эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н. э. В I тысячелетии до н. э. судакские окрестности плотно заселили тавры. Жили они в пещерах, хижинах и укрепленных убежищах, сложенных из крупных камней. Главным их занятием была охота, мотыжное земледелие и скотоводство. Знали тавры и виноградарство. Остатки таврских поселений, убежищ и могильники с "каменными ящиками", или дольменами, — были обнаружены в Капсельской долине. Обломки таврской лепной посуды находили на склонах Крепостной горы и до сих пор находят на горе Караул-Оба. Там же сохранилась до наших дней система укрепленных убежищ – «таврские лестницы». Жившие на берегу тавры ловили не только рыбу: при каждом удобном случае они нападали на проходившие мимо их берегов греческие суда, которые начали появляться здесь с VII в. до н.э. С легкой руки греков горная часть полуострова получила название «Таврика». Отчасти из-за столкновений с таврами крупные греческие колонии основывались подальше от опасных горных ущелий. Потому территория современного Судака начала активно заселяться греками только через много сотен лет после первого появления у берегов Таврики. Племена суровых и негостеприимных тавров к тому времени уже исчезли с исторической арены. Народности, жившие на территории полуострова, сменялись одна за другой. Однако влияние греческой культуры было настолько велико, что в конце античности почти всё население Северного Причерноморья, независимо от этнической принадлежности, прочно усвоило ее основные черты, и стало воспринимать письменный греческий язык как язык культуры и образования. При этом жители Восточного Крыма долгое время сохраняли многие элементы своего родного языка, в первую очередь систему личных имён и географических названий. Современное название города – Судак – не более чем форма произношения старого названия. Каждый народ переиначивал название города на свой манер. В греческих источниках название города произносится как Сугдея, Сугдия, Согдейя в западноевропейских — Сугдабон, Солдайя, Содойя; в персидских, арабских и турецких — Сугдак, Сурдак и Судак. Изменение произношения слова ярко фиксирует основные вехи в истории города: греческую (Сугдея), генуэзскую (Солдайя) и турецкую (Судак). Грeки называли город — Сугдея Первоначально Сугдея представляла собой небольшой наблюдательный пункт и пристань. После вхождения Восточного Крыма в состав византийской империи (VI в. н.э.) здесь был таможенный пункт. В конце VI века, по приказу византийского императора Юстиниана I, в Судаке была сооружена крепость. появились первые крепостные сооружения. После захвата города хазарами он был превращен в ставку хазарского военного чиновника тудуна, главной обязанностью которого был контроль за сбором налогов. Однако влияние греческого христианства было настолько велико, что практически во все периоды истории города большинство населения говорило на греческом языке и исповедовало православное христианство. В первой половине VIII в. здесь была основана епископия. Среди Сугдейских епископов наиболее известен святой Стефан Сурожский, исповедник, непримиримый противник иконоборчества. Русичи называли город — Сурожем Памятник византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского" описывает взятие Сурожа в конце VIII или начале IX века русами: Когда Бравлин приблизился к гробнице Стефана Сурожского, находившейся в Софийском храме Сурожа „обратилося лицо его назад“. Бравлин приказал войнам вернуть сурожанам отнятое добро и отпустить пленных. Но исцеление не наступило. Язычнику Бравлину пришлось креститься, только после этого лицо его вернулось в прежнее положение. Крестил Бравлина сурожский архиепископ Филарет. С этого времени христианство начало распространяться в среде правящей верхушки Киевской Руси. Еще со времен захвата князем Владимиром Корсуня (совр. Севастополь) в 988 году, связи Сугдеи с Русью были постоянными и устойчивыми. В древнерусских летописях город называют Сурожем. Кроме летописей, Сурож упоминается во множестве былин и выдающемся памятнике русской литературы – „Слове о полку Игореве“. Из Сурожа на Русь везли шелк-сырец, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, имбирь, перец, гвоздику и другие пряности. Иностранных и сугдейских купцов, торговавших этими товарами, называли "сурожскими гостями". Позже это название распространилось и на русских купцов, торговавших товарами, которые вывозились из Сурожа в русские города. „Суровиной“ именовалась небеленая пряжа, привезенная вместе с другими товарами из Сурожа. В современном русском языке „суровина“ — это хорошо нам знакомая суровая нить. Сурож и Русь связывала не только торговля. Русские князья широко привлекали сурожан в качестве переводчиков и для выполнения различных дипломатических и иных поручений. Великий князь московский Дмитрий Иванович (впоследствии получивший прозвание "Донской"), отправляясь в поход против татар, взял с собой десять сурожан — как свидетелей будущей великой битвы, а также, по-видимому, и как толмачей. Основание на Тамани русского Тмутараканского княжества, в состав которого позже попала и часть Керченского полуострова, и прочные связи с Русью привели к тому, что среди населения Сурожа русские составляли весьма значительную прослойку. Наличие русских в Суроже подтверждают и многочисленные археологические данные. Хазарский каганат был разгромлен Киевской Русью 3 июля 964 года. Воспользовавшись победами Святослава, Византия изгнала хазар из юго-западной Таврики, а в 971 г., после поражения Святослава в русско-византийской войне, влияние Византии было восстановлено на востоке Крымского полуострова и в Тамани. В конце Х века город становится крупнейшим торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Сугдеи связывал страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, евразийские степи со странами Ближнего Востока и Западной Европы. Сугдея превращается в город международного значения, где встречаются купцы со всех концов мира — из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Индии, Китая. Богатство города не давало покоя алчным соседям. В XI в. город захватили половцы, Город стал важным торговым центром и значительным транзитным пунктом на Великом Шёлковом пути, достигнув наибольшего расцвета в XII-XIII веках. В 1206 году, после завоевания Константинополя и раздела Византии, город переходит под управление Венецианской торговой республики, однако, фактически им управляли Кипчаки. Судакские горы защищают судакские бухты со всех сторон. В XII веке Корабли, будь то военное или торговое судно, искали безопасное с их точки место для стоянки на рейде своего судна. В случае ухудшения погоды на море корабли уходили в безопасные бухты — Судакская, Новосветская, Капсельская. Безопасность на море, немаловажный момент для развития Судака как портового города. С Запада привозили в Сугдею английские и французское сукно, оружие, ювелирные изделия, из Египта и Сирии — хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии — кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая — шелк. Из Руси через Сугдею шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька и др. Город был так знаменит, что даже Черное море арабские писатели и путешественники называли Судакским. В 1222 году по приказу Ала ад-Дин Кей-Кубада на город совершили набег малоазийские Сельджуки, которые разбили Кипчацкую армию, на стороне которой выступали и русские войска. Причиной набега послужили жалобы купцов на частые разорения их кораблей, а следствием — уничтожение крестов и колоколов, и установление михрабов, минбаров и шариата. В 1239 г. – город захватили и разграбили монголы Чингиз-хана. С 1249 г. администрация Крымского улуса Золотой Орды ежегодно собирала дань в пользу золотоордынского хана. На город совершалось множество набегов. Только за тридцать лет – с 1308 по 1338 – Сугдею монголы разрушали пять раз. Итальянцы называли город — Солдайя В 1365 году Солдая была завоёвана жителями Генуи – города-республики в Северной Италии и включена в состав генуэзских владений в Крыму. В этот период город управлялся консулом из числа итальянцев, выборы которого проходили каждый год. От этой эпохи сохранились башни и городские крепостные стены, называемые „Генуэзская Крепость“. Захвату Сугдеи предшествовала долгая борьба с соперниками в морской торговле – такими же городами-республиками Пизой и Венецией. Генуэзские купцы вышли из этой борьбы победителями, умело воспользовавшись сложным положением Византийской империи во времена крестовых походов. Старые крепостные стены были отремонтированы, и много лет, башня за башней, возводилась знаменитая крепость. Она строилась под контролем и по заказу итальянцев, и потому может по праву считаться образцом средневековой европейской фортификации. По признанию современных итальянских историков, Судакская крепость находится в намного лучшем состоянии, чем сооружения того же периода, сохранившиеся на Апеннинах. Кроме военного значения, Солдайя еще играла роль административного центра большого сельскохозяйственного округа. Это привело к тому, что главным занятием не только деревенского населения, но и городских жителей становится не торговля, а земледелие, особенно возделывание и обработка винограда. Об особой роли виноградарства и виноделия в жизни солдайцев свидетельствует тот факт, что в городе существовал даже специальный налог на виноградники, а порядок водоснабжения Солдайи предусматривал выделение воды особо для полива виноградников. Кроме владений в Крыму, генуэзцы располагали колониями на западном, южном и восточном берегах Черного моря. Весь черноморский бассейн оказался почти в полной власти генуэзцев. Они содержали на Черном море самый могущественный флот. Имея здесь самые крепкие фортификационные сооружения и владея Перой на берегу Босфора, генуэзцы контролировали единственный морской путь из Черного моря в Средиземное. Так продолжалось до захвата Константинополя Османской империей. С середины XV в. положение в генуэзских колониях Крыма стало угрожающим. В мае 1453 г. турки-османы захватили столицу Византийской империи Константинополь. Падение Царьграда, как его называли русские, нанесло черноморским колониям Генуи сильнейший удар: основной путь, связывавший их с метрополией, оказался под контролем турок. Регулярная связь с Генуей прервалась, экономическое положение в генуэзских колониях на Черном море было чрезвычайно сложным. Крайне обострились национальные и классовые противоречия. Участились народные восстания, проходившие под лозунгом «Смерть знатным!». Последнее название городу Судaк дали Турки 31 мая 1475 года турецкая эскадра подошла к крымским берегам. Началось повальное бегство населения из колоний — не только генуэзского, но и местного. Неподалеку от Кафы турки высадили крупный десант. Началась осада Кафы, а 6 июня крепость была занята. Вслед за Кафой были захвачены и другие владения генуэзцев в Крыму. Солдайя сопротивлялась дольше всех. Последние защитники крепости (около тысячи человек) заперлись в главном храме и были заживо сожжены нападавшими. В числе погибших был последний консул Солдайи – Христофоро ди Негро. Предание об этом подтвердили раскопки 1928 г.: в развалинах храма обнаружено множество обугленных человеческих скелетов. Турки оккупировали все крымское побережье и княжество Феодоро, а своего недавнего союзника — Крымское ханство — обратили в вассала. Судак стал для них только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Плодородную долину, ее сады и виноградники захватили новые хозяева — богатые жители Кафы. К концу XVII в. Судакский кадылык (т.е. район), входивший в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке. За время османского владычества потерявший военное значение город пришёл в упадок, хотя и был центром кадылыка — самой мелкой административной единицы Османского государства. В составе Российской империи Во времена русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. на территории Судакской крепости был построен артиллерийский редут, а позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка. В 1783 году Судак вместе со всем Крымом отошёл к Российской империи. Екатерина II раздавала земли своим приближенным. Судакские земли принадлежали князю Потемкину, и со свойственным ему размахом он начал сажать сады и виноградники, выписывая из Европы лучшие виноградные лозы, шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. Отблеск расцвета города Судак был так силен, что сюда первоначально намеревались перенести столицу «Тавриды» К сожалению после смерти Потемкина его начинания были заброшены. В 1804 году в доме Потемкина в Судаке открыта первая в России «Школа Виноделия». Раздача и раздел земель Судакской долины привели к тому, что хозяевами этих земель стали около двухсот мелких помещиков. Методы ведения хозяйства были отсталыми. Мелкие помещики сажали вперемежку, что попало и стремились к одному — побольше надавить вина и подороже его продать. Крупные помещики использовали судакские окрестности исключительно как место отдыха, приезжая на лето и напрочь забывая о приморском поместье зимой. По свидетельству очевидца, в 1869 году Судак был «…самое маленькое местечко, расположенное в долине того же имени на версту от моря, с каменного красивою православною церковью, с десятком домов и домиков по обе стороны церкви, да две мелочных лавочки, пекарня, резня, кузница, бондарня, почтовая станция и три шинка. В конце XVIII — начале XIX века город Судак практически полностью обезлюдел и превратился в небольшой посёлок, по переписи 1805 года, в брошенном городе проживало всего 33 человека. Несмотря на отсталые методы ведения хозяйства, в XIX в. Судак — местечко Таракташской волости Феодосийского уезда — вышел на первое место в Крыму по виноградарству и виноделию. Сам по себе (Судак) далеко не важен, но обширное местоположение долины с большим количеством лучших виноградников и значительное виноделие поставили его на высокую ступень. Этому немало способствуют благоприятные природные и климатические условия. Открытие пароходства на Черном море благоприятно повлияло на развитие края. Улучшилось состояние торговли. Судак стал не просто местечком, а известным и к тому же дешевым курортом, где отдыхали в основном интеллигенция и студенты. Дореволюционный Судак оставался небольшим населенным пунктом, оживавшим в курортный сезон и на время уборки винограда. Кроме почтовой станции, здесь были телеграф, земская больница, аптека, земская библиотека-читальня. Проживало в Судаке около 2 тысяч, в основном русские, а также немцы, греки, армяне, украинцы, крымские татары, крымские караимы. Главные строения находились у церкви, около рынка. В прибрежной части располагались отдельные дачи и гостиницы. Летом Судак принимал одновременно до 3,5 тысячи приезжих. Отсюда вывозили вино, виноград, фрукты, рыбу, стройматериалы. Образную картину местечка той поры дал писатель Сергей Елпатьевский. В "Крымских очерках" он писал, что "о Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, — он просто не устроен, без всякого устройства". Эта фраза стала крылатой. При советской власти Советская власть победила в Судаке, как и везде в Крыму, в январе 1918 г., а утвердилась ноябре 1920-го — после долгой и жестокой борьбы. Началось становление хозяйства. Был создан виноградарский совхоз "Судак" – в числе первых в Крыму. Были восстановлены и расширены виноградники, сады и табачные плантации. В Ай-Савской долине было налажено возделывание эфиромасличных культур и построен завод для их переработки. Возродилось и виноделие, в том числе производство знаменитого Новосветского Шампанского. В 1924 г. в Судаке был организован первый дом отдыха. До начала Великой Отечественной войны на побережье района действовали четыре здравницы и турбаза. Фашистская оккупация (город был оккупирован немецко-румынскими войсками) с 1 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г.) нанесла огромный ущерб хозяйству поселка и всего района. Были уничтожены виноградники, вырублены на дрова фруктовые деревья. Однако с первых же дней оккупации и до последнего дня гитлеровцы были в трудном положении: ни днем, ни ночью не давали покоя действия многочисленных партизанских отрядов. В январе 1942 года в городе был высажен Судакский десант, который пытался освободить город и почти две недели удерживал его от превосходящих сил врага. Почти все десантники погибли в бою. 14 апреля 1944 г. Судак был освобожден. Мраморные плиты холма Славы в Судаке хранят имена 240 патриотов, в том числе 213 местных жителей, отдавших жизнь в борьбе с фашизмом. Восстановление народного хозяйства Судака шло быстрыми темпами. Особенно больших успехов достигли виноградари: на некоторых участках они добивались невиданных в Крыму урожаев — по 300 и более центнеров с гектара. С середины 60-х годов в Судаке развернулось интенсивное строительство. Вновь статус города Судак обрёл только в 1982 году. Сейчас Судак ничем не напоминает один из главных средневековых центров мировой торговли. |
История
Люди
Фото
Города
Горы
Пляжи
Крым