ДачноеКатегория: История Крыма и города Судак / Города Крыма
Село просторно раскинулось между живописными вершинами Таракташ (Скальный гребень) и Бакаташ (Каменная лягушка) по трассе Судак — Симферополь. Расположено в 3 км по шоссе P-35 (Судак — Грушевка) к северу от Судака, в долине небольшой реки Судак юго-восточного склона Главной гряды Крымских гор, высота центра села над уровнем моря 69 м. Ближайший населённый пункт — Лесное в 5,5 км на северо-запад (по шоссе около 9 км). Численность села в 2014 году 2628 человек. Западнее поселка возвышается безлесый холм Айбатлы (Месяц на ущербе). Со стороны Судака холм имеет форму полумесяца. По выражению П. Кеппена, “Эта гора высунулась вперед как бы для отделения Таракташской долины от Судакской”. Первые, ещё «варварские» остатки жилищ и святилища, на месте села датируются историками I веком до н. э., а уже в I веке н. э. существовало античное поселение (тоже со святилищем) «раннеримского» периода, существовавшее до IV века. Прослеживается поселение (остатки керамики) и в раннем средневековье населяли его потомки готов и аланов, заселивших край в III веке. Существовали ли в прошлом современного Дачного два отдельных селения, или две части-маале одного со временем были восприняты, как самостоятельные — установить, видимо, уже невозможно. При первом упоминании в доступных источниках — договоре Генуи с Элиас-Беем Солхатским 1381 года, согласно которому «гористая южная часть Крыма к северо-востоку от Балаклавы», с её поселениями и народом, который суть христиане, полностью переходит во владение генуэзцев, записан один Tarataxii. Земля Tarataxii вошло в Солдайское консульство, подчиненное Каффе. По соседству, в Ай-Ванской долине, находилась деревня Sankti Johanis, от которой до нашего времени не осталось и следа. В средние века узкий участок долины между горами Таракташ и Бакаташ перегораживала оборонительная стена. Ее остатки были заметны еще в конце XIX века. Генуэзский период продолжался до завоевания османами в 1475 году, после чего, по новому разграничению, Таракташ отошёл к Крымскому ханству. В селе действует мечеть постройки XVIII века «Аджи-Бей Джами», памятник архитектуры с 1992 года. К коцу XVIII века жители Таракташа, видимо, полностью приняли ислам, поскольку в списках «Ведомостей о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова и митрополита Игнатия село не значится. В последний период Крымского ханства Таракташ — всё ещё как одно селение, согласно Камеральному Описанию Крыма… 1784 года, входил в Судакский кадылык Кефинского каймаканства. Здесь находились две татарские деревни — Биюк Таракташ и Кучук Таракташ (Большой и Малый Таракташи). Обе деревни значительное время “сохранялись во всей чистоте ханского времени”. Об этом сказал Е. Марков: “Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома темного камня, двухэтажные над обрывами — бойницы бойницами. Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное, непочатое мусульманство; ничто чуждое еще не расшатало его, не прососалось в него”. Владимир Измайлов гостил в Таракташе у татарской княжны, сестры последнего крымского хана. “Жизнь ее течет тихо; перед глазами ее блестят красоты Природы; для сердца ее цветут розы любви и удовольствия. Путешественники посещают ее самою, как один из лучших цветников на сем прекрасной полуострове. Домик ее представил мне приятную наружность и скромные украшения во внутренности; но лучшим украшением была она сама; хотя уже не молодая, но приятная еще женщина, в легкой азиатской шубке, под которой скрывались, но не таились прекрасные формы тела, с грудью вылитой на тонком корсете, подпоясанная лентою с блестящей бляхой, как Венериным поясом, и сидящая на мягком диване, подобно как на престоле любви, с важным взором, с улыбкой богини. Фидаусова резца достойно бы было величество ее стана, живость движений и остаток молодости. Это была Венера на земле в одежде татарки, с одной легкой тенью небесного своего образа; это была роза, после утренней зари, в некотором затмении от солнца…”. После присоединения Крыма к России 19 апреля 1783 года, 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского — к Феодосийскому уезду Таврической области. На полуострове произошли значительные изменения в этническом составе населения. Большое количество крымских татар эмигрировало в Турцию. В разных частях полуострова возникали русские, украинские, немецкие, болгарские поселения и колонии. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 октября 1802 года Таврической губернии, Таракташ был включён в состав Кокташской волости Феодосийского уезда. По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, учтена одна деревня Таракташ, в коей числилось 43 двора и 223 жителя, исключительно крымских татар. В 1817 году на военно-топографической карте генерал-майора Мухина обозначена одна деревня Таракташ с 77 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Таракташ, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года» остался в составе Кокташской волости. И только на карте 1842 года обозначен отдельно Кучук Таракташ с 43 дворами. Согласно Военно-статистическому обозрению Российской Империи 1849 года Таракташ относился к крупнейшим деревням Феодосийского уезда с населением 607 человек. В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, Таракташ становится административным центром Таракташской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Большой Такарташ (или Биюк-Таракташ) 1300 жителей. В Малом Таракташе (или Кучук-Таракташ) — казённая татарская деревня с 80 дворами и 775 жителями при речке Таракташ. При этом, на трёхверстовой карте 1865—1876 года опять один Таракташ со 118 дворами. В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» по результатам Х ревизии 1887 года один Таракташ с 483 дворами и 2324 жителями. А на верстовке Крыма 1889 года в Кучук-Таракташе — 197 дворов с татарским населением. После земской реформы 1890-х годов деревня осталась в составе преобразованной Таракташской волости. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Малом Таракташе, составлявшем Мало-Таракташское сельское общество, числилось 1140 жителей в 227 домохозяйствах. В Большом Таракташе 1300 жителей. Всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в деревне Малый Таракташ 1380 жителей. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Малый Таракташ, входившей в Мало-Таракташское сельское общество, числилось 1275 жителей в 250 домохозяйствах. А в Большом Таракташе 1454 жителей. 3 июля 1908 г., при постройке дома во дворе селянина Ибрам Селим оглу, был найден клад медных боспорских и римских монет количеством около двух тысяч. Монеты были немедленно расхищены рабочими и детьми. Около 400 их продали в Карасубазар (совр. Белогорск). Остальные в большом количестве предлагали купить проезжающим. Клад навсегда мог быть потерян для науки, однако он вовремя попал в поле зрения Александра Христиановича Стевена, который приобрел около 600 монет и просмотрел еще около 200. Купленные монеты были препровождены в музей Таврической ученой архивной комиссии, председателем которой был Александр Христианович. Это была первая находка боспорских монет в районе Судака. Стевен предполагал, что их мог занести какой-нибудь беглец из Боспорского царства во время нашествия гуннов. Клад вошел в историю под названием Таракташский. В Статистическом справочнике Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 год, в Таракташской волости Феодосийского уезда также значится деревня Малый Таракташ. При Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село включили в состав вновь созданного Судакского района Феодосийского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались и Судакский район стал самостоятельной административной единицей. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Малый Таракташ, центре Таракташского сельсовета Судакского района, числился 301 двор, из них 299 крестьянских, население составляло 1149 человек, из них 1130 татар, 8 украинцев, 4 русских, 7 записаны в графе «прочие», действовала татарская школа. В 1927 г. директор ялтинского Восточного музея Якуб Кемаль во время поездки в Судакский район приобрел в Таракташе арабскую суфийскую рукопись XIII века “Китаб ал масабик фиттасаввуф”, автор Абу Бакр ибн-Юсуф ал Хасан Васитский (ал-Васити). Рукопись хранилась в семье одного из жителей, предки которого в ханские времена были служителями культа. Приглашая на экскурсию в Таракташ в 1928 г., А. Полканов сообщает: “Экскурсия интересна в бытовом отношении, так как дает возможность познакомиться с хозяйством таракташского крестьянина, с устройством его жилища…”, а также с “…влиянием советской культуры на старые формы быта… Таракташ еще в значительной мере живет стариной, хотя советская культура и пробила уже бреши во многих местах”. А. Полканов пишет в 1928 г.: “Свои предания и легенды таракташец любовно хранит, и легенды эти касаются, главным образом, народного героя — джигита Алима, заступника бедняков и грозы богачей”. Алим, разбойничавший в крымских лесах в 40-е гг. XIX столетия, безусловно, является одной из самых легендарных личностей во всей крымской истории. О разбойнике ходило множество рассказов, анекдотов, сцен. О нем писались повести и романы, ставились пьесы. Уже в советское время, в 1920-е гг., был снят художественный фильм “Песнь на камне”, где главную роль сыграл татарский танцор Хайри Эмир-заде. Л. Колли написал очерк “Подлинный портрет Алима”, а Н. Маркс включил одну из легенд в первый выпуск “Легенд Крыма” в 1913 г. Н. Маркс писал об Алиме: “Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России. Он пользовался огромной популярностью и несомненной поддержкой среди татарского населения края. До безумия смелый и дерзкий, Алим, говорят, отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими отрядами войск, был не раз окружен и схвачен, но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец, в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розог, был сослан в каторгу”. Одна из таракташских легенд об Алиме: Один из утесов горы Бакаташ напоминает девушку в национальной татарской одежде. В те давние времена, гласит легенда, юная девушка из деревни Таракташ тайком от матери поднималась по ночам на скалу, где ее ждал возлюбленный, красавец разбойник. Однажды они договорились встретиться на рассвете и вместе бежать в далекие края. Ранним утром девушка стала подниматься на скалу, чтобы соединиться с любимым, и в это время ее увидела мать. Горю и отчаянию старой женщины не было предела. В гневе прокляла она дочь, и та мгновенно превратилась в камень на утесе скалы. Справа над трассой возвышается гора Каршитерс. Хорошо видны обелиск и надпись на скале, выведенная большими белыми буквами: “Десанту слава”. Однажды ученики местной школы обнаружили в расщелине скалы останки человека. Рядом — горстка патронов и солдатский медальон. На пожелтевшем от времени листочке, свернутом в трубочку, удалось прочитать: “Егор Семенович Завалишин” и название села, из которого тот был призван в армию. Письмо пошло в Удмуртию, где Завалишин жил до войны. Удалось установить, что Егор был участником десанта 1942 г. Когда враг перешел в наступление, десантники укрылись в расщелине, которая стала естественным дзотом… По инициативе и при участии ребят был сооружен обелиск в том месте, где держал свой последний бой Егор Завалишин. В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азию. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (2469 семей) из Ставропольского и Краснодарского краёв, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Таракташ был переименован в Дачное и Таракташский сельсовет — в Дачновский. С 25 июня 1946 года Дачное в составе Крымской области РСФСР. 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Судакский район был упразднён и село включили в состав Алуштинского района. В ходе той же кампании укрупнения, был ликвидирован сельсовет и Дачное входило в состав Судакского поссовета. 1 января 1965 года, указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР — по Крымской области» Дачное предано в состав Феодосийского горсовета. В период с 1968 по 1977 год был восстановлен Дачновский сельсовет. С 1 января по 1 июня 1977 года сёла Дачное объединили с Каменкой с названием Дачное. В 1979 году был выделен Судакский городской совет и село передали в его состав. Местность в районе Дачного неоднократно подвергалась археологическим исследованиям. В 1995 г. у подножия горы Таракташ археологи изучили руины двух позднеантичных храмов — “малого” и “большого”. Судя по находкам, храмы действовали с I по V век н. э. В ближайших окрестностях известны и другие памятники античного времени — остатки строений, могильники, хозяйственные ямы. Сохранилась мечеть Аджи-бей в Биюк Таракташе, на плоской вершине правее шоссе Судак — Грушевка. Мечеть была возведена в конце XVIII века и использовалась по прямому назначению до 1930-х гг. В 1939 г. был снесен минарет, а в конце 1940-х годов пришел в запустение устроенный рядом фонтан. Подвод воды к фонтану осуществлялся от источников Ай-Георгия, по керамическим трубам. Водовод прокладывали австро-венгерские военнопленные в годы первой мировой войны. После Великой Отечественной войны здание приспособили под общежитие. В последние годы оно стояло пустым и заброшенным. Разработан проект восстановления мечети. С 21 марта 2014 года — в составе Республики Крым России, с 5 июня 2014 года в Городском округе Судак. И сейчас улочки и переулки Дачного отчасти сохраняют колорит давно ушедшего прошлого. В некоторых местах село выглядит так же, как сто и двести лет назад. Из Дачного можно совершить восхождение на Бакаташ или прогулку в сторону горы Таракташ. Гора Бака-Таш (Гора Лягушка) Фото. Сейчас эта гора является символом города Судак. |
История
Люди
Фото
Города
Горы
Пляжи
Крым