Стефан СурожскийКатегория: Исторические Личности Крыма
По мнению В. Г. Васильевского, Стефан — реальная историческая личность: «…принадлежал к исповедникам иконопочитания при царе Константине Копрониме, подвергся… тюремному заключению и разным истязаниям, но затем отправлен был … в… Сугдею, много потрудился над распространением и утверждением христианства между местными жителями и сделан был епископом названного города, по-видимому, первым в ряду будущего ряда его архипастырей». Краткое греческое житие св. Стефана Сурожского, помещённое в Сугдейский синаксарь под 15 декабря, было выполнено около 1318 г., вероятно, неким Георгием на основе более ранней рукописи. Рукопись № 90 Московской Духовной академии является древнейшим сохранившимся вариантом Церковнославянского Жития Стефана Сурожского. Армянское житие Стефана Сурожского впервые было опубликовано в переводе в 1930 г. в Париже. В качестве основы был взят крымский рукописный Айсмавурк (Сборник житий) XIV в., хранящийся в Национальной библиотеке Франции (Раrisinus arm. 180). Стефан Сурожский является наиболее загадочным Таврическим средневековым святым, а его житие — самым дискуссионным крымским агиографическим произведением. Греческий прототип жития не сохранился, а некоторые эпизоды поздних редакций выглядят настолько неправдоподобными, что это агиографическое сочинение, особенно его славянский вариант, скорее считается более литературным, нежели историческим источником. Документальные сведения о жизни святого скудны. Известно, что он родился в конце VII века нашей эры в селе Моривас в Кападокии (область в восточной части Малой Азии). Родители воспитывали сына в христианской вере. По национальности Стефан был греком. В семь лет его отдали обучаться грамоте. С юности отличался благочестивостью и смирением. С 15 лет Стефан продолжил обучение в Константинополе, изучая философию. Слухи о талантливом ученике дошли до Константинопольского патриарха Германа. Стефан произвёл настолько благоприятное впечатление на патриарха, что тот оставил его при себе. Юноша провёл несколько лет при патриархе. В патриаршем доме Стефан оставался недолго. Стремясь к уединенной, безмолвной жизни, он подвизался в монастыре, который вскоре покинул, чтобы поселиться в уединённом месте. Примерно в это время в Суроже умер епископ, и делегация горожан Сурожа прибыла в Константинополь с просьбой о назначении нового архипастыря, притом такого, который мог бы справиться у них с различными кривотолками и ересями. Патриарх Герман долго не мог избрать достойного претендента. По преданию во время молитвы к патриарху Герману явился ангел Господень и сказал: «Завтра пошли в тайное место к избраннику Божию Стефану и поставь его епископом Сурожу…». Патриарх Герман посвятил Стефана в архиепископы и отправил в Сугдейскую епархию. По прибытии в Сугдею Стефан своей жизнью и проповедью достиг таких успехов, что через пять лет жители города и его окрестностей оказались христианами. Стефан Сурожский был третьим Сугдейским епископом. Имена первых двух епископов, хиротонисованных (рукоположённых) патриархом Германом между 715 и 730 годами нашей эры, неизвестны. Визaнтия и Иконоборчество В 724 г., при императоре Льве III, ряд церковных иерархов Византии выступил против иконопочитания. Императорская власть приняла сторону иконоборцев, пытаясь использовать борьбу для подчинения себе церкви. Борьба против почитания икон давала также возможность присваивать церковные богатства. Государство испытывало постоянную нехватку драгоценных металлов, и императоры попытались обратить на государственные нужды богатства церкви. Начался конфликт между Львом III и патриархом Германом, который усматривал в иконоборчестве злейшую ересь. В центре Константинополя была предпринята попытка уничтожить икону Христа. Произошло столкновение. Лица, снимавшие почитаемый образ, были растерзаны. На это последовали репрессии. Патриарх Герман был смещен и заменен иконоборцем Анастасием. Наиболее энергичное сопротивление император встретил на окраинах Византии и за пределами страны. Центром пропаганды иконопочитания стал Дамаск. Недовольство охватило Элладу и острова Эгейского моря. В Риме в ноябре 731 г. был созван поместный собор, который осудил иконоборческую политику, не упоминая при этом имени императора. В Италии началось восстание. Византийские войска были разбиты или перешли на сторону папы. Только на юге - в Сицилии, Апулии и Калабрии - удалось удержать власть Византии. С началом иконоборчества по всем епархиям империи были посланы указы о прекращении почитания святых икон. Прибыли послы с указом и в Сугдею. Стефан заявил посланникам: “Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова”. На другой день Стефан вместе с послами отправился в Константинополь. Император Лев III попытался убедить его отречься от почитания икон. Но Стефан отвечал: “Если ты меня и сожжешь и на части рассечешь, или еще каким-нибудь образом замучаешь, все претерплю за иконы и крест Господень”. Разгневанный император приказал бить святителя и заключить в темницу. После смерти Льва III в 741 г. на престол вступил его сын Константин Копроним. Супруга Константина много слышала о добродетели Стефана и упросила своего мужа отпустить его на Сугдейскую кафедру. В это время у нового императора родился сын, которого, по желанию императрицы, крестил Стефан. Константин, одарив архиепископа, с великой честью отпустил его в Сугдею, где он управлял по-прежнему делами верующих. В 754 г. при Константине Копрониме в одном из предместий Константинополя состоялся Собор. Он замышлялся как вселенский, но ни Рим, ни Александрия, ни Антиохия на нем не были представлены. Собравшиеся отцы церкви единогласно приняли положение о том, что иконопочитание возникло вследствие козней сатаны. Запрещалось иметь иконы в храмах и частных домах. Все “древопоклонники и костепоклонники”, то есть почитавшие мощи святых, предавались анафеме. После собора 754 г. наиболее решительным противником иконоборчества стало монашество. Это вызвало погромы монастырей. Так, в 770 г. в Эфесе монахам и монахиням предложили на выбор: немедленно вступить в брак и стать светскими лицами или быть ослепленными и изгнанными. Большинство подчинилось и оставило монашескую жизнь, но некоторые предпочли пострадать за веру. Репрессии вызвали массовую эмиграцию монахов на далекие окраины империи. Как пишет В. Г. Васильевский, “Византия осиротела, как будто все монашество было уведено в плен. Одни отплыли по Евксинскому Понту, иные на остров Кипр, а другие в Старый Рим”. Среди эмигрантов, попавших в Крым, были епископы, монахи, пресвитеры, а также мирские люди. Ими были основаны монастыри на горе Аюдаг, в Партените, Панеа в Симеизе, Чилтер-Коба и ряд монастырей вокруг Сугдеи. Иоанн Златоуст писал о людях, селившихся в монастырях за пределами городов: “Избегая городов и народного шума, они предпочли жизнь в горах, которая не имеет ничего общего с настоящей жизнью, не подвержена никаким человеческим превратностям, ни печали житейской, ни порочной любви”. Вокруг Сугдеи строились в основном мелкие обители, в которых проживало нередко от 4 до 10 обитателей. Они не обладали земельной собственностью и жили за счет ремесла, приношений и торговли святыми реликвиями. В одном из поучений Феодора Студита (нач. VIII века) перечислены группы ремесленников, живущих в монастырях: каменщики, плотники, художники, переплетчики книг, кузнецы, гончары, медники. Монахам предоставлялось широкое поле миссионерской проповеднической деятельности среди местного населения. Феодор Студит замечает, что Таврика была убежищем не только ради телесной безопасности, но и для спасения живущих там людей, находящихся во тьме и заблуждении. В 787 г. в Никее состоялся седьмой Вселенский Собор, на котором иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. На этом закончился первый период иконоборчества в Византии. Представителем Сугдеи на Вселенском Никейском Соборе был епископ Стефан. Позднее в Сугдее было еще два святых: св. Василий, упомянутый в греческом Синаксаре XIII века и преподобный Савва, архиепископ Кавказский, скончавшийся в Сугдее, известие о котором помещено на поле греческой минеи XII века. Влияние православия на местное население было столь сильным, что многие татары, поселившиеся здесь, стали христианами. Об этом говорят записи в Синаксаре с 1258 г.: “Параскева, татарская христианка” (ум. в 1275 г.); “Иоанна, татарская христианка”. Татары принимают даже монашескую схиму. Чудеса Стефана Сурожского Как добрый пастырь, Стефан прославился даром чудотворения при жизни и по смерти. Один житель города, именем Ефрем, слепой от рождения, которого святой при жизни оделял пищей, питьем и одеждой, услышав о смерти своего благодетеля, воскликнул: “Кто теперь мне поможет? Ведите меня к святителю, я хочу поцеловать ноги его”. Когда слепого привели к телу Стефана, он плакал и рыдал - и вдруг прозрел. Через несколько лет после смерти Стефана пришла в Сугдею великая рать русская из Новгорода во главе с князем Бравлином. Князь спустился побережьем Крыма от Корсуня (Херсона) до Керчи и осадил Сугдею. На одиннадцатый день он ворвался в город и, разбив двери, вошел в храм святой Софии. На гробе св. Стефана был драгоценный покров и много золотой утвари. Князь Бравлин намеревался схватить покров, но у раки с мощами его внезапно постиг паралич. Тогда он приказал вернуть все похищенное от Корсуня до Керчи, но остался в прежнем положении. Св. Стефан предстал перед ним в видении и произнес: “Если не крестишься в церкви моей, то не выйдешь отсюда”. Преемник св. Стефана Филарет с местным духовенством крестил князя, а затем и его бояр. Бравлин почувствовал облегчение, но полное исцеление получил только после того, как дал обет освободить всех захваченных в Крыму пленных. Внеся богатые пожертвования на храм и почтив своим приветом местное население, Бравлин удалился из Сугдеи. По мнению исследователей, в “Житии” описывается действительное событие из древней истории. Весьма точно передаются приметы жизни Сугдеи VIII века. Так, храм именуется св. Софией, что точно соответствует действительности. Запись в Синаксаре сообщает об обновлении св. Софии в 793 г., то есть примерно в одно время с описанным нашествием. Крестил Бравлина преемник Стефана Филарет, который действительно возглавлял тогда Сугдейскую епархию. Уже с X века святой Стефан Сурожский приобретает черты покровителя и защитника Сугдеи. Памятник Стефану Сурожскому установлен в Судаке у здания городской Администрации 28 декабря 2016 года. Который был передан в дар городу от Свердловской области. Изготовили его по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, в мастерской под Екатеринбургом. Скульптор Виктор Мосиелев. Скульптура святого Стефана Сурожского была отлита из бронзы в литейной мастерской Уральского центра монументального искусства г. Екатеринбурга под руководством Ивана Дубровина. Храм Святителя Стефана Сурожского поселка Орджоникидзе |
История
Люди
Фото
Города
Горы
Пляжи
Крым